За рулем автомобиля

автоВ современном обществе автомобилисты - это одна из самых многочисленных «групп риска», которая подвержена заболеваниям позвоночника больше остальных. Автомобилисты вынуждены проводить большую часть времени за рулем в одном и том же положении, которое в условиях городских пробок и сложного дорожного движения очень быстро становится неудобной позой. Это пагубно влияет на состояние спины и позвоночника автомобилистов.

Удобное сидение для водителя - это не просто мягкое кресло. Суть ведь в том, чтобы создать лучшие условия для управления автомобилем, чтобы человек не уставал и с комфортом управлялся со всеми рычагами и приборами. Любая работа требует напряжения определенных групп мышц - не исключение и работа водителя. Если Вы не позаботитесь об уменьшении напряжения мышц, то быстро устанете. Что для водителя важнее - комфорт, чувство машины, удобство управления, обзорность, меньшая утомляемость? Правильный ответ - всё это вместе.

автоЗадумайтесь - что значит правильно сидеть за рулем? Сначала обратите внимание на позвоночник - Вашу естественную опору. Он состоит из множества позвонков, соединенных между собой эластичными хрящами, и за счет такого соединения, а также формы (вытянутой латинской буквы S) он обладает прочностью и упругостью. При установке сидения надо максимально сохранять естественный изгиб позвоночника, если есть дополнительный излишний изгиб для позвоночника, то мышцы водителя напрягаются и быстро устают.

Правильное расположение водителя в автомобиле определяется следующими параметрами: рост, длина рук и ног, телосложение. Проверить правильность Вашей посадки в автомобиле очень просто:

авто• В автомобиле с механической коробкой передач нажмите на педаль сцепления до конца. При правильной посадке под Вашим коленом должен быть угол от 120 до 150 градусов, а мысок может быть немного вытянут.

• В автомобиле с автоматической коробкой передач правая нога должна суметь нажать на педаль газа до пола не выпрямляясь при этом до конца. Спинка сиденья водителя должна быть установлена так, чтобы левая рука, держащая руль сверху, была согнута в локте на те же 120-150 градусов.

Посадка за рулем влияет на безопасность движения самым непосредственным образом. Дело не только в том, что неправильная поза водителя вызывает излишнее напряжение мышц, а в том, что такая посадка быстро приближает утомление и в результате этого у водителя теряется быстрота реакции.

Прежде всего, определимся с правильной посадкой в автомобильном кресле. У правильной посадки две задачи: обеспечение максимальной готовности водителя к быстрым действиям по управлению автомобилем и обеспечение физиологически удобной позы, препятствующей возникновению боли в спине.

Первая задача достигается правильной удаленностью от органов управления автомобилем: рулевого колеса, педалей, рычага переключения скоростей.

Задача вторая, обеспечить физиологически удобную позу, препятствующую возникновению боли в спине. У большинства автомобильных кресел эргономика просчитана на средний рост человека. В результате, при обычной посадке, спина в поясничном отделе прогнута назад и межпозвоночные диски расширены назад, в следствие чего связочно-мышечный аппарат позвоночника перерастянут. Всё это способствует функциональной перегрузке мышц, связок, межпозвоночных дисков, и позвонков, что быстро приводит к появлению чувства усталости и боли в спине.

При физиологически правильной позе Ваш живот должен быть немного выпячен вперёд. При таком положении позвоночника работает принцип амортизации «вертикальной рессоры», нагрузка на позвоночник равномерно распределяется по всем позвонкам и межпозвоночным дискам, минимизируется нарушение кровоснабжения тканей. Такая физиологически удобная поза позволяет значительно снизить возможность возникновения боли в спине обусловленную неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника.

В обоих случаях спинка автомобильного кресла регулируется так, чтобы руки были чуть согнуты в локтевых уставах, спина полностью касается спинки сидения, а плечи свободно опущены.

автоПри правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина и лопатки должны полностью прилегать к спинке сиденья. Спина должна без напряжения опираться на спинку, а ягодицы плотно входить в углубления сидения. Поясница не должна быть согнута. Кроме того, его ноги должны легко доставать до педалей, а руки лежащие на рулевом колесе, быть слегка согнуты в локтях, создавая угол не менее 120 градусов.

Такая посадка дает возможность водителю принять наиболее естественное положение, не испытывать утомления в длительной поездке, а также обеспечивает максимальный обзор и требует наименьших усилий при работе рулевым колесом, педалями и рычагами.

автоПри расположении сиденья слишком далеко от рулевого колеса спина водителя не имеет опоры и ее мышцы все время напряжены.

Кроме того, основная нагрузка в работе рук падает на относительно слабые мышцы предплечья и кисти, тогда как наиболее мощные мышцы плеча используются недостаточно и в результате этого амплитуда движений рук водителя сокращается.

Нерациональное распределение нагрузки на мышцы рук может быть и при слишком большом или недостаточно удобном наклоне рулевого колеса.

Когда сиденье отстоит слишком далеко от педалей, водитель вынужден подтягиваться к ним, держась за рулевое колесо, как за дополнительную точку опоры, а это недопустимо, поскольку мешает ему при необходимости резко его повернуть. Помимо этого, в таком положении ухудшается обзорность.

автоПлохо и тогда, когда сиденье выдвинуто далеко вперед - очень близко к рулевому колесу. Руки водителя в таком положении не дают ему свободно управлять рулевым колесом. Водителю приходится сгибать ноги, что затрудняет работу педалями.

Степень мышечного усилия водителя при нажатии на педаль изменяется в зависимости от угла наклона спинки, а также от высоты сиденья. Если оно расположено низко, то водитель, поднимая подбородок, напрягает мышцы спины и шеи, а при чрезмерно высоком сиденье горбится, наклоняет голову, что вызывает быстрое утомление мышц плечевого пояса и зачастую приводит к затруднению дыхания. Отрегулируйте сиденье по высоте, чтобы над головой до потолка было не менее 10 сантиметров (оптимально для обзора). Или положите дополнительную подушку.

автоСпинка сиденья водителя должна быть не вертикальной, а иметь некоторый наклон, вследствие чего вес тела наиболее выгодно распределяется на сиденье и спинку, а мышцы бедра максимально расслаблены. Однако при излишнем наклоне спинки водитель сидит развалясь.

В этом случае, хотя спина его и имеет опору, нижняя часть позвоночника, мышцы шеи и рук испытывают чрезмерное напряжение. Перегружены и мышцы ног, так как они не имеют достаточной опоры. Вот почему при такой, казалось бы, удобной посадке водитель быстро устает, а внимание его снижается.

Неправильные соотношения размеров и расположения деталей сиденья вызывают стремление водителя принять удобное для работы положение без помощи сиденья, что ведет к преждевременному утомлению. Порядок подгонки сиденья следующий: сначала надо выдвинуть его так, чтобы легко можно было доставать ногами до педалей, а руками до рулевого колеса, затем изменить наклон спинки.

Часто летом можно увидеть водителя с высунутым в окно локтем. Держитесь от него подальше. Если посадка правильная - локоть до окна не достаёт. Опасайтесь и водителя, который «полулежит», откинув спинку сиденья далеко назад.

Как правильно держать руль

автоВ современных автомобилях положение рулевого колеса легко регулируется по высоте и устанавливается в соответствии с габаритами водителя. Но обязательно нужно учитывать, что водитель должен хорошо видеть показания приборов, а руки, лежащие на руле, должны быть лишь слегка согнуты в локтях. Локти и предплечья не должны быть напряжены или прижаты к корпусу. Обхватывать руль необходимо так как располагаются ладони в естественном положении, когда руки вытянуты вдоль туловища.

Положение рук

автоПодключите фантазию и представьте руль в виде часового циферблата. Теперь положите руку запястьем на руль в точку «12 часов». При верном положении - рука должна быть слегка изогнута в локтевом суставе. Будет на сто процентов правильным, если вы возьмете руль в положении «без десяти минут два», причем левая рука на минутной стрелке, правая - на часовой. Это исходный, базисный вариант.

Второй вариант - это «без пятнадцати минут три». Главное правило для положения рук на рулевом колесе заключается в том, чтобы кисти рук находились не выше уровня плеч. Поэтому, если есть возможность, отрегулируйте высоту рулевого колеса.

Положение тела и головы

автоВаша спина должна полностью прилегать к спинке водительского кресла. При правильной посадке шея должна быть, как бы продолжением одной линии с позвоночником. Такая осанка позволяет дольше сохранять внимание в сложной дорожной обстановке. Выпрямленные спина и шея способствуют лучшей координации движений, ориентации в пространстве и чувствительности водителя. Кроме того, когда голова и позвоночник человека составляют одну вертикальную линию, лучше работает вестибулярный аппарат.

Подголовник следует установить таким образом, чтобы его верхний край касался верхней части затылка. Наклон подголовника должен быть таким, чтобы водитель мог касаться его затылком, не откидывая голову назад.

Положение ног

Для того, чтобы проверить правильность положения ног, выжмите левой ногой сцепление. Если коленный сустав еще не полностью разогнулся (нога должна оставаться слегка согнутой в колене) - все в порядке! Угол сгиба должен составлять примерно 120-150 градусов.

Обивка сиденья

автоОбивку сиденья Вам надо подобрать с учетом высокой воздухо- и влагопроницаемости, достаточной теплопроводимости и шероховатости. При гладкой обивке водитель скользит по сиденью (проблема кожаных салонов). Постоянное перемещение тела во время управления автомобилем требует от водителя дополнительных усилий для удержания его в нужном положении и излишне утомляет водителя. Обивка сидений в кабине автомобиля, требующая дополнительных усилий водителя для поддержания комфортного «коэффициента сцепления» с сидением, вызывает быстрое утомление мышц спины.

---------------------------------------

автоВедя машину, важно принять удобное положение, чтобы спина в месте ее изгиба имела хорошую опору, особенно в районе поясницы. Сидеть следует, держа корпус прямо, старайтесь почаще слегка изменять позу и не наклонять голову вперед.

При длительной концентрации внимания иногда можно не заметить слабых сигналов боли, усталости и дискомфорта, предупреждающих о необходимости изменить позу. Поэтому целесообразно при поездках в автомобиле на большие расстояния периодически выходить из него и двигаться.

Полезно сделать несколько глубоких вдохов и расслабить мышцы затылка и плечевого пояса. Можно наклонить голову вперед и повернуть ее направо и налево несколько раз.

Последняя проверка правильности Вашей посадки в автомобиле - это возможность, не отрываясь спиной от спинки вашего сидения, включать любую из передач коробки, и, в идеале, вытянутой рукой достать до других органов управления (кнопок, тумблеров и т.д.).

В заключение - тест. Попробуйте сидя одновременно приподнять и руки, и ноги. Если Вам это удастся - значит Вы сидите правильно и можете всеми конечностями порознь выполнять тонкие движения. Тогда - вперёд! Приятной и безопасной Вам езды!